ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ УЧЕТА ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАСЧЕТОВ ЗА ХОЛОДНУЮ, ГОРЯЧУЮ ВОДУ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ И ОБЪЕКТАХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Сложившаяся в Москве схема управления водоснабжением жилых зданий (в т.ч. горячим и холодным водоснабжением) формировалась в 90-е годы без учета необходимости установки и использования общедомовых и квартирных приборов учета горячей и холодной воды. В настоящее время подавляющая часть центральных тепловых пунктов (ЦТП) имеет приборы учета тепла и воды на вводах трубопроводов систем тепло- и водоснабжения (более 14300 шт.). Кроме того, более 5000 приборов учета холодной воды установлено перед водонагревателями в центральных и индивидуальных тепловых пунктах, более 15800 приборов учета холодной воды установлено на вводах в жилые здания и более 400000 квартирных приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии установлено в домах-новостройках города. Указанные приборы учета для осуществления расчетов между сторонами за поставленные ресурсы (холодную и горячую воду) и оказанные услуги канализации используются малоэффективно, а квартирные приборы учета не используются совсем. Причиной этого является отсутствие порядка расчетов с потребителями за холодную и горячую воду по показаниям общедомовых и квартирных приборов учета.
Холодное и горячее водоснабжение жилых зданий осуществляется различными организациями, экономические интересы которых не согласованы. Отсутствует системный подход к установке общедомовых приборов учета на вводах холодного и горячего водоснабжения в существующих жилых домах. Имеет место необоснованное отнесение затрат по потерям воды в сетях горячего водоснабжения от ЦТП до зданий на организации, управляющие жилищным фондом.
В то же время, как показывает опыт г. Зеленограда, при проведении организациями, управляющими жилищным фондом, мероприятий по сокращению нерациональных расходов воды в жилых помещениях и переходе на расчеты с жителями за фактическое водопотребление исходя из показаний общедомовых приборов учета в отдельных районах города население платит за услуги водоснабжения и канализации меньше, чем при расчетах по утвержденным ставкам. Экономия на одного жителя составляет 9-10 руб. в месяц.
В целях совершенствования системы расчетов за холодное и горячее водоснабжение в городе Москве, сокращения сверхнормативного водопотребления в жилых зданиях города, а также для стимулирования экономии воды организациями, управляющими жилищным фондом, и потребителями Правительство Москвы постановляет:
- Обеспечить до 1 сентября 2005 года установку общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии во всех жилых зданиях города.
- Установить, что:
2.1. С 1 января 2005 года в состав услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам - нанимателям, собственникам и арендаторам нежилых и жилых помещений в жилых зданиях (потребителям), в которых установлены общедомовые приборы учета холодной, горячей воды и тепловой энергии, вводится услуга по ремонту и обслуживанию этих приборов.
2.2. Ежемесячное начисление за услугу по ремонту и обслуживанию общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии по факту ее предоставления включается отдельной строкой в платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг и подлежит оплате пользователями вне зависимости от факта пользования жилыми и нежилыми помещениями.
2.3. Платеж за услугу по ремонту и обслуживанию общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии включается в состав расходов семьи, принимаемых при расчете жилищных субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг, имея в виду полное его возмещение семьям, получающим жилищные субсидии.
2.4. Оснащение жилых зданий города Москвы общедомовыми приборами учета холодной, горячей воды и тепловой энергии осуществляется организациями любой ведомственной подчиненности, организационно-правовой формы и формы собственности по договору подряда на установку (включая приобретение) общедомовых приборов учета, заказчиками по которым являются:
- Департамент экономической политики и развития города Москвы - на установку приборов учета за счет средств городского бюджета;
- ресурсоснабжающие организации - на установку приборов учета за счет собственных и привлеченных средств;
- организации, управляющие жилищным фондом, - на установку приборов учета за счет средств Целевого бюджетного фонда развития территории и привлеченных средств.
Заключение договоров подряда на установку (включая приобретение) общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии за счет бюджетных средств производится по результатам тендеров, проводимых в установленном порядке Департаментом экономической политики и развития города Москвы, префектурами административных округов города Москвы, ресурсоснабжающими организациями.
2.5. Оснащение объектов социальной сферы приборами учета холодной, горячей воды и тепловой энергии осуществляется по договорам подряда на установку (включая приобретение) приборов учета, заказчиком по которым являются Департамент экономической политики города Москвы и префектуры административных округов города Москвы, за счет средств городского бюджета, собственных и привлеченных средств ресурсоснабжающих организаций.
2.6. Порядок оплаты расходов, связанных с приобретением, установкой, обслуживанием и ремонтом приборов учета расхода холодной, горячей воды и тепловой энергии, установленных в жилых и нежилых помещениях, определяется договором между нанимателем, арендатором, собственником этого помещения и организацией, производящей работы, оказывающей названные услуги. При этом для установки приборов учета необходимо согласование организации, управляющей жилищным фондом, в части наличия технической возможности проведения таких работ.
2.7. В строящихся жилых зданиях общедомовые и квартирные приборы учета холодной, горячей воды и тепловой энергии приобретаются и устанавливаются за счет средств, предусмотренных проектно-сметной документацией в соответствии с требованиями СНиП 2.01.04-85 5* "Внутренний водопровод и канализация зданий" и Московскими городскими строительными нормами (МГСН 3.01-01 - утверждены постановлением Правительства Москвы от 2 октября 2001 года N 894-ПП).
2.8. С 1 марта 2004 года в состав услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам - нанимателям, собственникам, арендаторам жилых и нежилых помещений и строений, включается коммунальная услуга "Горячее водоснабжение" (далее - горячая вода).
Производителями и поставщиками горячей воды в Москве являются организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится оборудование для централизованного приготовления горячей воды (ЦТП, ИТП и пр.), которые несут всю полноту ответственности за параметры горячей воды, в соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 14.11.94 N 2191-РП "О механизме снижения населению размеров платежей за жилищно-коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их обеспечения". Указанные организации закупают холодную воду в МГП "Мосводоканал" по тарифам, утвержденным в установленном порядке.
2.9. С 1 марта 2004 года объем холодной, горячей воды, услуг канализации, предоставляемой:
- организациям, управляющим жилищным фондом, оснащенным приборами учета холодной, горячей воды и тепловой энергии, определяется по показаниям общедомовых приборов учета. При этом объем услуг канализации, предоставленный МГП "Мосводоканал", принимается равным суммарному потреблению холодной и горячей воды в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии;
- потребителям (нанимателям, собственникам, арендаторам жилых и нежилых помещений), определяется по показаниям общедомовых или квартирных приборов учета в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим постановлением (приложение 2 <*>).
<*> Не приводится.
2.10. С 1 марта 2004 года расчеты за услуги водоснабжения и канализации, предоставленные потребителям в жилых зданиях, оснащенных общедомовыми или квартирными приборами учета холодной и горячей воды, осуществляются в установленном настоящим постановлением порядке по показаниям приборов учета.
2.11. Временный (до утверждения в установленном порядке) норматив потерь воды во внутриквартальных сетях горячего водоснабжения (от ЦТП до зданий) устанавливается в размере одного процента объема воды, измеренного приборами учета холодной воды, установленными в ЦТП. Потери воды во внутриквартальных сетях горячего водоснабжения, рассчитанные по нормативу, относятся на себестоимость горячей воды как стоимость воды, использованной теплоснабжающими организациями на собственные нужды.
2.12. Расчеты физических и юридических лиц за фактически отпущенные по приборам учета ресурсы осуществляются через Единую информационно-расчетную систему, созданную и функционирующую в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 25.06.2002 N 476-ПП "О создании Единых информационно-расчетных центров" и от 29.07.2003 N 617-ПП "О работе единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности".
- Утвердить:
3.1. Порядок организации учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета (приложение 1).
3.2. Методику распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды (приложение 2 <*>).
<*> Не приводится.
- Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы в целях упорядочивания расчетов ресурсоснабжающих организаций и организаций, управляющих жилищным фондом, за горячую воду:
4.1. До 1 апреля 2004 года обеспечить заключение подведомственными организациями договоров с МГП "Мосводоканал" на поставку холодной воды для нужд приготовления горячей воды с расчетами по показаниям приборов учета холодной воды, установленным перед водонагревателями, по тарифам, утвержденным в установленном порядке Правительством Москвы.
4.2. До 1 марта 2004 года разработать и утвердить в установленном порядке Примерный договор между теплоснабжающими организациями и организациями, управляющими жилищным фондом, на отпуск тепловой энергии и горячей воды.
4.3. Обеспечить заключение подведомственными предприятиями договоров на отпуск горячей воды и тепловой энергии с организациями, управляющими жилищным фондом, с расчетами по показаниям общедомовых приборов учета горячей воды и тепловой энергии, установленных в жилых зданиях.
4.4. До 1 апреля 2004 года подготовить и представить на утверждение руководителю Комплекса городского хозяйства города Москвы предложения по нормированию величин потерь горячей воды в трубопроводах систем горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов до зданий с учетом фактических показателей надежности указанных трубопроводов.
4.5. До 1 июля 2004 года представить на рассмотрение Правительства Москвы Городскую целевую программу по энергосбережению на период 2004-2010 годы и на перспективу до 2020 года.
4.6. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы разработать Положение о порядке стимулирования энергосбережения в системе жилищного хозяйства города Москвы.
- Департаментам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, топливно-энергетического хозяйства города Москвы совместно с префектурами административных округов и управами районов города, департаментами и комитетами Комплекса социальной сферы города Москвы:
5.1. До 1 марта 2004 года провести инвентаризацию приборов учета, установленных в жилых зданиях города Москвы, а также на объектах социальной сферы. Базу данных по итогам инвентаризации использовать при разработке Программы по установке общедомовых приборов учета.
5.2. До 1 апреля 2004 года разработать и представить на утверждение руководителям комплексов городского хозяйства и экономической политики и развития города Москвы программы установки общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии в жилых зданиях и объектах социальной сферы, предусматривающие завершение оснащения зданий приборами учета к 1 сентября 2005 года (п. 1). При разработке указанных программ предусматривать, что до 1 сентября 2004 года общедомовые приборы учета горячей воды должны быть установлены во всех жилых зданиях города, где ранее были установлены приборы учета холодной воды. В первую очередь производить установку общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии в зданиях, снабжающихся водой от одного ЦТП, а также имеющих наибольшее сверхнормативное водопотребление.
- Департаментам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, топливно-энергетического хозяйства города Москвы до 1 марта 2004 года определить типы, виды, а также схемы установки приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии в жилищном фонде города в соответствии с действующими нормами и правилами. Согласование проектов установки общедомовых приборов учета воды производить в соответствии с типовыми проектами, разработанными Государственным унитарным предприятием г. Москвы Московским научно-исследовательским и проектным институтом жилищного хозяйства (ГУП "МосжилНИИпроект"). Организовать работу по согласованию проектов и сроков их реализации по принципу "одного окна".
- Департаменту экономической политики и развития города Москвы до 1 марта 2004 года в установленном порядке провести на конкурсной основе отбор организаций, уполномоченных на выполнение работ по ремонту и обслуживанию установленных в жилых домах приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии, для последующего заключения с ними ресурсоснабжающими организациями и организациями, управляющими жилищным фондом, соответствующих договоров.
- Департаментам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, экономической политики и развития города Москвы совместно с АК "Московский муниципальный банк - Банк Москвы":
8.1. До 1 марта 2004 года внести в установленном порядке изменения в форму Единого платежного документа, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.06.2002 N 476-ПП "О создании Единых информационно-расчетных центров" (приложение 2), позволяющие производить расчеты за услуги горячего, холодного водопотребления, канализации и тепловую энергию исходя из объема их фактического потребления, а также взимать плату за услуги по ремонту и обслуживанию общедомовых и квартирных приборов учета.
8.2. До 1 апреля 2004 года разработать технологию учета и распределения через Единую информационно-расчетную систему средств, уплачиваемых потребителями поставщикам ресурсов, в разрезе каждого абонента, осуществляющего расчеты по показателям приборов учета.
- Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы до 1 июля 2004 года обеспечить внедрение технологии учета и распределения (п. 8.2).
- Префектурам административных округов города Москвы совместно с управами районов города Москвы и организациями, управляющими жилищным фондом, до 1 апреля 2004 года по результатам проведенной инвентаризации (п. 5.1) обеспечить организацию работы Единых информационно-расчетных центров по начислению платежей за горячую, холодную воду и тепловую энергию по показаниям общедомовых приборов учета воды для потребителей во всех жилых зданиях, в которых такие приборы учета были установлены, а также заключение договоров на услуги по ремонту и обслуживанию общедомовых и квартирных приборов учета воды. Отчет о выполнении представить руководителю Комплекса городского хозяйства не позднее 15 апреля 2004 года.
- Департаментам экономической политики и развития города Москвы, финансов города Москвы при формировании проектов бюджетов на 2005 год и последующие годы предусматривать в бюджете города Москвы средства на финансирование работ по установке и приобретению общедомовых приборов учета горячей, холодной воды и тепловой энергии в жилых зданиях, а также в организациях Комплекса социальной сферы города Москвы в соответствии с Программой установки общедомовых приборов учета воды, разработанной в соответствии с п. 5.2 настоящего постановления, исходя из возможностей доходов бюджета.
- Департаментам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, топливно-энергетического хозяйства города Москвы, экономической политики и развития города Москвы совместно с Департаментом финансов города Москвы:
12.1. До 1 марта 2004 года внести изменения в Методику расчета объемов бюджетной дотации, направляемой на возмещение разницы в тарифах на отопление жилых зданий и приготовление горячей воды для населения. Разработать и утвердить Порядок перечисления бюджетных средств, а также Порядок использования экономии по статье "Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию".
12.2. До 1 марта 2004 года подготовить и в установленном порядке внести утвержденные настоящим постановлением изменения в действующий Порядок предоставления гражданам (семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий) в городе Москве.
- Департаментам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, экономической политики и развития города Москвы:
13.1. До 1 марта 2004 года в установленном порядке обеспечить внесение изменений и дополнений в договоры организаций, управляющих жилищным фондом, с нанимателями и арендаторами, а также в соглашения с собственниками помещений, заключенные в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.04.96 N 349 "О дальнейшем совершенствовании отношений по управлению строениями, находящимися в общей собственности", в части порядка предоставления услуг по ремонту и обслуживанию общедомовых и квартирных приборов учета воды, а также снижения платежей за воду при отклонениях параметров качества водоснабжения от нормативных.
13.2. До 1 марта 2004 года подготовить для утверждения в установленном порядке предложения по размерам тарифов на услуги по ремонту и обслуживанию общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии для потребителей.
- Государственной жилищной инспекции города Москвы осуществлять, начиная с 1 февраля 2004 года, регулярный мониторинг оснащения жилищного фонда города Москвы общедомовыми приборами учета холодной, горячей воды и тепловой энергии, общего и удельного (на одного человека в сутки) потребления холодной, горячей воды и тепловой энергии в жилых зданиях (по общедомовым и квартирным приборам учета воды) и ежеквартально представлять соответствующие отчеты и предложения руководителю Комплекса городского хозяйства города Москвы.
- Согласиться с предложением ГУП "Институт МосводоканалНИИпроект" разработать как органу по сертификации продукции и услуг в области водоснабжения и водоотведения до 1 марта 2004 года и представить на утверждение руководящего органа Региональной системы добровольной сертификации жилищно-коммунальных услуг Правила сертификации услуг по установке и обслуживанию общедомовых и квартирных приборов учета горячей, холодной воды и тепловой энергии.
- Департаменту экономической политики и развития города Москвы совместно с МГП "Мосводоканал" до 1 марта 2004 года в целях осуществления реструктуризации задолженности по оплате услуг водоснабжения и канализации провести инвентаризацию задолженности организаций, управляющих жилищным фондом, за названные услуги по состоянию на 1 января 2004 г. по срокам и причинам ее образования.
- Установить, что бюджетные средства, высвободившиеся по статье "Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию", предусмотренные в бюджете 2004 года, направляются на финансирование затрат по установке приборов учета потребления тепла и воды.
- Департаментам экономической политики города Москвы и финансов города Москвы при формировании бюджетов на 2005 год и последующие годы предусматривать объем средств на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию на уровне показателей 2004 года, а также установить, что бюджетные средства, высвобождающиеся по этой статье, направляются на погашение затрат, привлеченных для установки приборов учета, до их полного погашения.
- Департаменту финансов города Москвы по итогам исполнения бюджета города Москвы в первом полугодии и за 9 месяцев 2004 года рассмотреть возможность погашения задолженности организаций, управляющих жилищным фондом, перед МГП "Мосводоканал" за услуги водоснабжения и канализации, оказанные населению (п. 15), в сумме не более 300000000 рублей.
- ГУП "МосжилНИИпроект":
20.1. До 1 марта 2004 года разработать и согласовать в установленном порядке типовые проекты установки общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии.
20.2. До 1 апреля 2004 года разработать и утвердить в установленном порядке методику проверки нарушения количества и качества предоставляемых услуг в жилых помещениях нанимателя и/или собственника жилого помещения (с учетом использования организацией, управляющей жилищным фондом, приборов учета холодной, горячей воды и контроля качества).
- МГП "Мосводоканал" до 1 марта 2004 года согласовать с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы примерные договоры МГП "Мосводоканал" с организациями, управляющими жилищным фондом, на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию и с теплоснабжающими организациями на отпуск воды для нужд горячего водоснабжения.
- Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить публикацию настоящего постановления в средствах массовой информации.
- Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ПОТРЕБЛЕНИЯ ХОЛОДНОЙ И ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ ПО ОБЩЕДОМОВЫМ И КВАРТИРНЫМ ПРИБОРАМ УЧЕТА
1. Введение
2. Основные понятия и термины
3. Общие положения
4. Порядок установки приборов учета воды, их ремонта, обслуживания и поверки
5. Порядок оплаты потребителем услуг горячего и холодного водоснабжения и канализации по показаниям приборов учета
6. Права и обязанности исполнителей и потребителей при приборном учете потребления холодной и горячей воды
7. Регламент выбора типов приборов учета холодной и горячей воды для установки в квартирах жилых зданий
8. Регламент выбора типов приборов учета холодной и горячей воды, устанавливаемых на водопроводных вводах в жилые дома
1. Введение
1.1. Настоящий Порядок организации учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета (далее - Порядок) вводится с целью упорядочения оплаты потребителями холодной и горячей воды по показаниям приборов учета, установленных в жилищном фонде города.
1.2. Настоящий Порядок разработан исходя из основных положений:
- Гражданского кодекса Российской Федерации;
- Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.92 N 4218-1;
- Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" от 27.04.93 N 4871-1 (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ);
- Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ;
- Указа Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28.04.97 N 425;
- постановления Правительства Российской Федерации "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" от 02.08.99 N 887;
- подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 797;
- Основных направлений и механизма энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, одобренных решением Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.03.98 N 3;
- Концепции ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, одобренной Правительственной комиссией по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.01.99;
- Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167;
- Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099;
- Закона города Москвы от 11.03.98 N 6 "Основы жилищной политики города Москвы";
- распоряжения Мэра Москвы от 23.11.95 N 619-РМ "О совершенствовании управления жилищно-коммунальным хозяйством города";
- постановления Правительства Москвы от 16.04.96 N 349 "О дальнейшем совершенствовании отношений по управлению строениями, находящимися в общей собственности";
- Положения о порядке и условиях аренды жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.01.97 N 46;
- постановления Правительства Москвы от 28.07.98 N 566 "О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве";
- постановления Правительства Москвы от 26.12.2000 N 1009 "О состоянии расчетов за тепловодоснабжение и водоотведение в жилищном фонде г. Москвы и мерах по их совершенствованию";
- постановления Правительства Москвы от 25.09.2001 N 865-ПП "О ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве и перспективах ее развития".
2. Основные понятия и термины
2. Для целей настоящего Порядка применяются следующие понятия и термины:
РЕФЕРЕНТ: Нумерация пунктов приведена в соответствии с официальным текстом документа.
2.1. Организация, управляющая жилищным фондом (жилищная организация):
- организация, в собственности (полном хозяйственном ведении или оперативном управлении) которой находится жилищный фонд;
- организация, в обязанности которой входит предоставление потребителям коммунальных услуг либо выполнение функций исполнителя (в том числе товарищества и другие объединения собственников жилых и нежилых помещений в жилых зданиях);
- организация, выполняющая по договору функции по управлению жилищным фондом, предоставляющая или обеспечивающая предоставление гражданам и юридическим лицам коммунальных услуг.
2.2. Исполнитель - организация, управляющая жилищным фондом (жилищная организация).
2.3. Поставщик - организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, заключившая с исполнителем договоры на отпуск холодной и горячей воды, прием сточных вод.
2.4. Специализированная организация - подрядная организация, имеющая лицензию на ремонт общедомовых и квартирных приборов учета холодной и горячей воды.
2.5. Потребитель - физическое лицо (гражданин), юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица - собственник, владелец, наниматель или арендатор в жилищном фонде, пользующийся услугами горячего, холодного водоснабжения и канализации, а также услугами по ремонту и обслуживанию приборов учета воды.
2.6. ЕИРЦ - Единый информационно-расчетный центр - организация, заключившая договор с дирекцией единого заказчика (либо структурное подразделение дирекции единого заказчика), осуществляющая начисление, изготовление (распечатку) и доставку Единого платежного документа потребителю для оплаты.
2.7. Единый платежный документ (ЕПД) - документ на оплату потребителем жилищно-коммунальных услуг.
2.8. Услуги горячего, холодного водоснабжения и канализации - коммунальные услуги, которые исполнитель оказывает потребителям.
2.9. Услуги по ремонту и обслуживанию приборов учета воды - услуги, которые исполнитель оказывает потребителям путем заключения договоров подряда со специализированными организациями.
2.10. Жилищный фонд - совокупность всех жилых и нежилых помещений в жилых зданиях, находящихся в управлении жилищной организации.
2.11. Отпуск горячей, холодной воды и прием сточных вод - деятельность поставщиков по поставке исполнителям холодной и горячей воды, приему сточных вод.
2.12. Прибор учета воды - техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и/или хранящее единицу физической величины, размер которой принимается неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение определенного интервала времени, и разрешенное к использованию для коммерческого учета горячей и холодной воды.
2.13. Общедомовый прибор учета воды - прибор учета, установленный на вводах систем горячего и холодного водоснабжения в жилое здание.
2.14. Квартирный прибор учета воды - прибор учета, установленный на вводах систем горячего и холодного водоснабжения в жилое или нежилое помещение здания.
2.15. Количество воды - физические объемы воды (куб. м), подлежащие оплате потребителями холодной и горячей воды, измеренные приборами учета воды в жилищном фонде.
2.16. Холодная вода - питьевая вода, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям.
2.17. Горячая вода - питьевая вода после подогрева до температуры, установленной стандартами, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям.
2.18. Дополнительный объем - объем холодной и/или горячей воды, оплачиваемый потребителями, расположенными в доме, все квартиры которого оснащены приборами учета холодной и горячей воды, при возникновении положительной разницы (не более 5% от показания общедомовых приборов учета воды) между объемом воды, определенным по показаниям общедомового прибора учета холодной и/или горячей воды, и суммарным объемом соответственно холодной и/или горячей воды, используемым всеми потребителями и на общедомовые нужды. Дополнительный объем определяется в соответствии с п. 5 Методики <*> распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды.
<*> Не приводится.
3. Общие положения
3.1. Настоящий Порядок регулирует отношения между исполнителями и потребителями в жилищном фонде города Москвы по оплате услуг холодного и горячего водоснабжения, канализации в следующих случаях:
3.1.1. Полного оснащения здания:
а) общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды (на вводах в здание трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения);
б) приборами учета холодной и горячей воды во всех жилых помещениях здания;
в) приборами учета холодной и горячей воды во всех нежилых помещениях здания.
3.1.2. Оснащения здания общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды с установкой квартирных приборов учета в части квартир, а также в части нежилых помещений здания.
3.1.3. Оснащения здания общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды при отсутствии квартирных приборов учета холодной и горячей воды в квартирах и нежилых помещениях здания.
3.1.4. Установки квартирных приборов учета холодной и горячей воды в части квартир здания, а также приборов учета холодной и горячей воды в части нежилых помещений здания при отсутствии в здании общедомовых приборов учета холодной и горячей воды.
3.2. Во всех случаях, предусмотренных в п. 3.1 настоящего Порядка, оплата услуг канализации производится в соответствии с количеством воды (стоков), равным сумме объемов потребления холодной и горячей воды, установленного по показаниям приборов учета (общедомовых, квартирных).
3.3. В случае отсутствия приборов учета воды (общедомовых, квартирных) расчеты за коммунальные услуги между исполнителем и потребителем производятся по нормативам водопотребления, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.07.98 N 566 в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 26.12.2000 N 1009.
4. Порядок установки приборов учета воды, их ремонта, обслуживания и поверки
4.1. Система приборного учета услуг холодного и горячего водоснабжения в жилищном фонде города Москвы обеспечивается путем установки общедомовых приборов учета холодной и горячей воды на вводах трубопроводов в здание, а также квартирных приборов - в квартирах или нежилых помещениях зданий.
4.2. Во вновь строящихся жилых зданиях приборы учета (общедомовые и квартирные) устанавливаются генподрядчиками в процессе строительства зданий за счет смет строительства. При этом должно быть осуществлено подключение водосчетчиков с импульсным выходом к единому комплексу учета энергопотребления.
4.3. Установка общедомовых приборов учета в существующем жилищном фонде города производится исполнителями за счет собственных и привлеченных (кредиты банков) средств, средств потребителей услуг холодного и горячего водоснабжения.
4.4. Порядок установки общедомовых приборов учета воды в жилых зданиях и объектах социальной сферы за счет средств городского бюджета, средств целевого бюджетного фонда развития территории и средств поставщиков определяется Правительством Москвы.
4.5. Приобретение и установка квартирных приборов учета холодной и горячей воды производится исполнителями на основании заявлений потребителей за их счет.
В случае технической невозможности установки квартирного прибора учета воды исполнитель выдает заявителю мотивированное заключение.
Установка квартирных приборов учета воды производится исполнителем в течение 30 (тридцати) дней с момента оплаты работ потребителем.
4.6. Ремонт, обслуживание и поверка общедомовых и квартирных приборов учета холодной и горячей воды производятся исполнителем по договору со специализированной организацией, имеющей лицензию на ремонт указанных приборов (общедомовых приборов учета воды, находящихся на балансе поставщиков - по договору с поставщиком-балансодержателем).
4.7. Не допускается установка, ремонт и/или обслуживание приборов учета воды потребителями.
4.8. Надлежащее функционирование системы учета потребления холодной и горячей воды в жилищном фонде обеспечивается исполнителем за счет регулярного обслуживания (в соответствии с технической документацией на приборы учета воды), плановых (по окончании межповерочных интервалов установленных приборов учета воды) и внеплановых (по требованию поставщика, исполнителя и/или потребителя) государственных поверок приборов учета воды, устранения выявленных неполадок, неисправностей, своевременной замены вышедших из строя приборов, их узлов и деталей.
4.9. Для установки в жилищном фонде допускаются приборы учета воды из числа внесенных в Государственный реестр средств измерений Госстандарта Российской Федерации. Выбор номинального расхода и калибра (диаметра) счетчиков воды, а также других параметров приборов учета воды необходимо производить в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", технической документации (паспортов) приборов в соответствии с Регламентами (разд. 7 и 8 Порядка).
4.10. Приборы учета холодной и горячей воды являются частью инженерного оборудования жилищного фонда и не могут быть демонтированы с места установки (за исключением случаев необходимости проведения их поверки, ремонта или замены неисправных приборов).
4.11. Обеспечение сохранности приборов учета воды и пломб на них является обязанностью потребителя (исполнителя - в отношении общедомовых приборов учета).
4.12. При установке приборов учета воды на подающем и обратном (циркуляционном) трубопроводах систем горячего водоснабжения жилищного фонда количество горячей воды, подлежащей оплате, определяется как разность количеств воды, прошедших через счетчики на подающем и циркуляционном трубопроводах.
4.13. При наличии в жилищном фонде транзитных трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения, имеющих врезки трубопроводов секционных систем водоснабжения, количество подлежащей оплате горячей и холодной воды допускается определять как разность количеств воды, измеренных приборами учета воды, установленными на вводах в здания и выводах из здания трубопроводов систем водоснабжения, или измерять потребление воды в каждой секции здания.
4.14. Количество холодной воды, подлежащее оплате в жилищном фонде с объединенной системой хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения, следует определять по показаниям приборов учета воды, установленных на всех вводах в здание трубопроводов такой системы. При этом на всех трубопроводах должны быть установлены обратные клапаны или приборы учета воды, конструкция которых обеспечивает достоверное измерение прямого и обратного потоков воды.
4.15. Контроль качества работ по техническому обслуживанию и ремонту приборов учета производится Государственной жилищной инспекцией города Москвы совместно с "Ростест-Москва" и/или другими организациями, которые в установленном порядке аккредитованы на право проведения государственной поверки приборов учета воды. При этом государственная поверка квартирных приборов учета воды производится на месте их установки в соответствии с требованиями МИ 1292-99 (ГСОЕИ. Счетчики воды. Методика поверки. ГНМЦ-ВНИИР Госстандарта Российской Федерации, 1999 г.), а оценка качества измерений и корректировка величины межповерочного интервала - в соответствии с требованиями МИ 2293-94 (ГСОЕИ. Методика выборочного контроля метрологических характеристик при эксплуатации счетчиков холодной и горячей воды в Москве. ВНИИМС Госстандарта Российской Федерации, 1994 г.).
5. Порядок оплаты потребителем услуг горячего и холодного водоснабжения и канализации по показаниям приборов учета
5.1. Потребитель оплачивает услуги холодного и горячего водоснабжения, канализации по показаниям квартирных приборов учета воды с момента ввода их в эксплуатацию. Ввод прибора учета в эксплуатацию оформляется трехсторонним актом, подписанным исполнителем, специализированной организацией и потребителем.
5.2. Порядок оплаты потребителем оказанных ему услуг определяется договором, заключаемым с соблюдением принципа добровольного волеизъявления сторон. Договор может предусматривать порядок оплаты за холодную и горячую воду как по показаниям прибора учета, снимаемым ежемесячно, так и по среднерасчетному показателю с последующей выверкой фактически отпущенного ресурса и расчетов не реже чем 1 раз в полгода.
При этом в условиях договора должны быть предусмотрены такие сроки исполнения обязательств сторонами, которые позволят ЕИРЦ организовать работу по включению в единый платежный документ суммы, подлежащей оплате, и доставке его потребителю для оплаты, а потребителю осуществить оплату оказанных услуг не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
5.3. Потребители, в квартирах или нежилых помещениях которых приборы учета холодной и горячей воды установлены и введены в эксплуатацию, не вправе отказаться от расчетов за услуги горячего и холодного водоснабжения, канализации по показаниям приборов учета воды.
5.4. Потребители, в квартирах или нежилых помещениях которых приборы учета воды не установлены или в эксплуатацию не введены:
- при наличии в здании общедомовых приборов учета воды оплачивают услуги водоснабжения и канализации в объеме, определенном в соответствии с Методикой распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг канализации на основе показаний приборов учета воды;
- при отсутствии в здании общедомовых приборов учета воды оплачивают услуги водоснабжения и канализации по установленным Правительством Москвы ставкам (граждане), тарифам и нормативам для соответствующих групп потребителей (юридические лица и предприниматели без образования юридического лица).
5.5. Потребители ежемесячно оплачивают услуги исполнителя по ремонту и обслуживанию:
- общедомовых приборов учета холодной и горячей воды по тарифам, утвержденным в установленном порядке;
- квартирных приборов учета холодной и горячей воды по тарифам, определенным жилищной организацией, но не выше утвержденных в установленном порядке предельных (максимальных) тарифов на эти услуги. Указанные платежи включаются исполнителями (ЕИРЦ) отдельными строками в ЕПД.
5.6. Услуги исполнителя по ремонту и обслуживанию приборов учета воды подлежат обязательной оплате потребителями с момента ввода прибора учета в эксплуатацию (по акту) независимо от факта пользования услугами холодного и горячего водоснабжения, канализации.
6. Права и обязанности исполнителей и потребителей при приборном учете потребления холодной и горячей воды
6.1. Исполнитель обязан:
6.1.1. По заявлению потребителя заключить с подрядной организацией договоры на установку приборов учета холодной и горячей воды и в срок, определенный настоящим Порядком, установить их в квартире или нежилом помещении потребителя (при наличии технической возможности).
6.1.2. Обеспечить своевременный ввод в эксплуатацию установленных в квартире или нежилом помещении потребителя приборов учета холодной и горячей воды.
6.1.3. Обеспечить предоставление потребителю услуг по ремонту и обслуживанию приборов учета холодной и горячей воды путем заключения договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.
6.1.4. С момента ввода приборов учета холодной и горячей воды в эксплуатацию осуществлять расчеты с потребителем за услуги холодного и горячего водоснабжения, канализации по показаниям указанных приборов.
6.1.5. Обеспечить своевременное начисление потребителям платежей за услуги холодного и горячего водоснабжения, канализации, услуги по ремонту и обслуживанию приборов учета, сбор и обработку сведений о снятии потребителями показаний приборов учета воды, а также формирование ЕПД и доставку его потребителям.
6.1.6. Периодически (но не реже одного раза в течение календарного года) контролировать правильность снятия потребителями показаний квартирных приборов учета воды и при необходимости выполнять корректировку их платежей за холодное и горячее водоснабжение, канализацию.
6.1.7. Требовать от подрядных организаций надлежащего исполнения ими работ по установке, а также ремонту и обслуживанию приборов учета воды.
6.1.8. Обеспечивать необходимые условия для экономного использования в жилищном фонде холодной и горячей воды путем своевременного устранения повреждений санитарно-технических приборов и водоразборной арматуры в квартирах и нежилых помещениях потребителей (по их заявкам и результатам осмотра), в том числе путем установки новых видов водосберегающих технических средств и устройств.
6.1.9. Обеспечивать экономное использование воды для общедомовых нужд и устанавливать приборы учета в местах разбора воды на эти цели (для полива зеленых насаждений, заливки катков, уборки лестничных клеток, холлов, коридоров, прилегающих территорий), а также в кратчайшие сроки устранять любые утечки воды из трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения жилищного фонда.
6.1.10. Своевременно предоставлять потребителю информацию об изменении тарифов, а также по требованию потребителя предоставлять ему информацию о показаниях общедомовых приборов учета и данных о расходе воды на общедомовые нужды.
6.2. Исполнитель имеет право:
6.2.1. Включать в состав платежей и требовать от потребителей оплаты стоимости дополнительного объема воды, определенного в соответствии с Методикой распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг канализации на основе показаний приборов учета воды, а также оплаты услуг по ремонту и обслуживанию приборов учета воды.
6.2.2. Требовать внеочередной метрологической поверки приборов учета воды при возникновении сомнений в достоверности измерений, а также требовать своевременной замены неработоспособных приборов. При подтверждении в установленном порядке достоверности измерений оплату работ по поверке приборов учета воды производит исполнитель.
6.2.3. Требовать свободного доступа уполномоченных представителей исполнителя и Мосжилинспекции в квартиры и нежилые помещения потребителей (после предварительного их оповещения и согласования сроков посещения) для контроля работоспособности приборов учета воды и сверки их показаний с данными платежных документов, а также проведения поверки приборов учета воды, их ремонта и обслуживания.
6.2.4. Проверять правильность установки и эксплуатации санитарно-технических приборов и водоразборной арматуры, сохранность пломб на приборах учета воды.
6.2.5. Определять размер платежей за холодную и горячую воду, канализацию в объеме, определяемом по пропускной способности трубопровода холодной и/или горячей воды диаметром 15 мм при скорости движения воды в нем 0,3 м/сек и действии полным сечением в течение 8 часов в сутки за весь период со дня предыдущей контрольной проверки до момента устранения повреждения и ввода квартирных приборов учета воды в эксплуатацию в следующих случаях:
- нарушения пломбы на приборах учета;
- повреждения приборов учета по вине потребителя;
- недопуска потребителем представителей исполнителя в квартиру или нежилое помещение для проведения контрольной проверки показаний приборов учета;
- недопуска потребителем представителей исполнителя в квартиру или нежилое помещение для осуществления ремонта, обслуживания или госповерки приборов учета воды;
- манипулирования потребителем показаниями приборов учета воды.
6.3. Потребитель обязан:
6.3.1. Обеспечивать свободный доступ в занимаемую им квартиру или нежилое помещение уполномоченных представителей исполнителя и Мосжилинспекции (после предварительного оповещения и согласования сроков посещения) для ремонта и обслуживания приборов учета воды, проведения работ по их техническому и метрологическому обслуживанию, контролю за показаниями приборов учета.
6.3.2. Обеспечивать сохранность установленных в квартирах или нежилых помещениях приборов учета воды и пломб на них, оплачивать ремонт и/или замену приборов учета, если установлено, что их повреждение или нарушение пломб произошло по вине потребителя.
6.3.3. Оплачивать услуги холодного и горячего водоснабжения, канализации по показаниям общедомовых и квартирных приборов учета, а также услуги по установке, ремонту и обслуживанию приборов учета воды в порядке и сроки, установленные настоящим документом.
6.3.4. Незамедлительно информировать исполнителя о неисправности установленных в квартире или нежилом помещении приборов учета холодной и горячей воды, повреждении пломб на них.
6.4. Потребитель имеет право:
6.4.1. Оплачивать услуги холодного и горячего водоснабжения, канализации по показаниям приборов учета воды, принятых в установленном порядке для коммерческого учета.
6.4.2. Требовать от исполнителя надлежащего и качественного предоставления услуг холодного и горячего водоснабжения, канализации, а также услуг по ремонту и обслуживанию приборов учета. В случае установленных и документально подтвержденных нарушений нормативов качества услуг требовать соразмерного снижения платежей за услуги.
6.4.3. Требовать от исполнителя своевременной информации об изменении тарифов, а также информации о показаниях общедомовых приборов учета и данных о расходе воды на общедомовые нужды.
6.4.4. Требовать от исполнителя экономного использования воды для общедомовых нужд, устранения за счет исполнителя утечек холодной и горячей воды из трубопроводов систем инженерного оборудования жилого здания.
6.4.5. Требовать предоставления исполнителем в установленные сроки необходимых платежных документов на оплату услуг холодного и горячего водоснабжения, канализации, а также услуг по ремонту и обслуживанию приборов учета воды.
7. Регламент выбора типов приборов учета холодной и горячей воды для установки в квартирах жилых зданий
Для установки в жилищном фонде города допускается применять приборы учета тепла, крыльчатые приборы учета холодной и горячей (до 90 град. С) воды с изолированным от воды счетным механизмом (счетчики сухоходы), соответствующие следующим требованиям:
7.1. Параметры приборов учета соответствуют ГОСТ Р 50601 и 50193 (метрологический класс А - для установки на вертикальных трубопроводах, класс В - для установки на горизонтальных трубопроводах).
7.2. Тип приборов учета должен быть утвержден Госстандартом Российской Федерации и внесен в Государственный реестр средств измерений. Прибор учета должен иметь паспорт, сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, аккредитованным Госстандартом Российской Федерации.
7.3. В соответствии с описанием типа приборов учета допускается их установка в горизонтальном и вертикальном положении.
7.4. Номинальные расходы приборов учета холодной и горячей воды:
- 1,5 куб. м/ч для квартир с одним вводом системы холодного и одним вводом системы горячего водоснабжения;
- 1,0 куб. м/ч для квартир с двумя вводами систем холодного и горячего водоснабжения, а также приборов учета, устанавливаемых перед одиночными водоразборными приборами и в местах водоразбора на общедомовые нужды.
Диаметр условного прохода квартирных приборов учета воды независимо от величины номинального расхода воды составляет 15 мм, длина прибора учета (без присоединительных штуцеров) - 80 мм. Приборы учета, устанавливаемые в жилищном фонде, должны иметь встроенный обратный клапан.
7.5. Надежность приборов учета подтверждена ускоренными испытаниями на износ (в режиме циклических нагрузок), проведенными в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50193.
7.6. Надежность защиты приборов учета от манипулирования их показаниями с помощью внешних постоянных магнитных полей и/или эффективность индикатора магнитного воздействия подтверждена испытаниями, проведенными при утверждении Госстандартом Российской Федерации типа прибора учета или при сертификации в системе ГОСТ Р.
7.7. При выпуске из производства производитель